Отчёт о проведении операции «Зимний сад» в Бокситогорской школе №2.
Известно, что зелёные растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества – фитонциды, пагубно влияющие на болезнетворные микроорганизмы. Растения, правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определённый комфорт.
Школа - это наш второй дом. Внося растения в помещение, человек стремится украсить свой дом, сделать его более уютным. Комнатные растения в школе, помимо учебных целей, используются для оформления интерьера классных кабинетов, фойе, рекреаций. Учебный процесс - это тяжелый труд, а занятие комнатным цветоводством - один из видов творческого отдыха, способ простыми и доступными средствами создать свою неповторимую обстановку на рабочем месте.
Коллектив учителей школы, учащиеся, технический персонал и родители активно занимаются цветоводством.
Какие растения подбирать для детского учреждения? Мы в основном выращиваем простые нетребовательные растения: хлорофитум, циссус, сансевьера, сенполия, гибискус и другие, легко и обильно цветущие, уход за которыми доступен детям любого возраста. Мы стараемся полностью исключить растения, вызывающие раздражения кожи или имеющие яркие плоды. В учебных кабинетах и рекреациях нет колючих кактусов опунции, отсутствуют молочаи с ядовитым соком, олеандры, монстеры, растения с ядовитыми плодами - аглаонема, солянум, однолетний перец. Особую группу составляют растения, которые служат живыми учебными пособиями при изучении окружающего мира, ботаники и географии. Комнатные растения в учебном процессе находят самое разностороннее применение. Среди них имеются представители различных экологических групп и различных семейств, поэтому они служат хорошим демонстрационным материалом при изучении большинства разделов морфологии и систематики растений; некоторые легко размножающие виды используются на уроке как раздаточный материал при проведении лабораторных занятий.
В каждом классе есть ребята, проявляющие интерес к биологии и во внеурочное время. Учащие обращаются к учителям с вопросами: «Что это за цветок?», « Как он называется?» и многое др. Также они активно используют справочную литературу и интернет-ресурсы. Пик работ по уходу за комнатными растениями приходится на время после уроков и каникулы. Руководители кабинетов приобретают посадочный материал, заранее заботятся о горшках, кашпо и почве, делятся рассадой.
При уходе за комнатными растениями в школе организуется эпизодическая групповая работа. Так в конце августа, перед началом учебного года, комнатные растения переносятся из мест их хранения в учебные кабинеты. В сентябре проводится акция по озеленению фойе школы – «Зеленая школа». В этом мероприятии участвует весь коллектив школы, учащиеся и родители. Помимо повседневного ухода, один раз в месяц заведующие кабинетами осматривают растения с целью выявления их вредителей и болезней, протирают листья от пыли, удаляют повреждённые или засохшие листья, ветки и др.
Весной ведется большая работа по пересадке растений, размножению и подкормке. По окончании учебного года часть растений уносится родителями и учителями домой для дальнейшего ухода, а остальные переносятся в специально отведенное помещение, чтобы за ними было легче ухаживать. Для осуществления этих работ классные руководители распределяют детей на летнюю отработку. Состав таких групп, как правило, непостоянен, но педагоги в отпуске спокойны, наши цветы под присмотром.
Этапы операции «Зимний сад» 1 этап - составление картотеки комнатных растений, используемых в школьном озеленении. Каждым руководителем кабинета совместно с активным учащимися составлен «Паспорт озеленения кабинета комнатными растениями».
2 этап – анализ количественного и качественного состава комнатных растений, а также эстетического вида зелёного оформления школы. Уход за цветами. Анализ «Паспортов озеленения кабинетов» и подсчет цветов в рекреациях и фойе показал, что в школе находятся в наличии 275 комнатных растений. «Самыми зелёными кабинетами» определены кабинеты № 27 (Шилина Н.П. и 1-2 класс) – 23 комнатных растения; , № 23 (Федотова А.В. и 6-1 класс) - 23 комнатных растения; и № 2 (Иванова А.Л.) - 21 комнатное растение.
«Десятка» самых популярных комнатных цветов школы: • Хлорофитум – 23 • Циссус – 19 • Амариллис - 19 • Сансевьера – 16 • Сенполия – 16 • Папоротник - 15 • Аспидистра – 12 • Спатифиллум – 11 • Гибискус – 10 • Бегония – 10 «Самыми редкими цветами» стали: каланхоэ, дефинбахия, антуриум, эухарес, маранта, каллизия, дримиопсис, гойя, фикус, зефирантес, бальзамин, пеперомия.
3 этап – выводы по состоянию школы. Уход за цветами.
Для улучшения работы по школьному озеленению очень важно, чтобы комнатные растения были снабжены правильно составленными «паспортами» с указанием родины, характеристикой места обитания растения, его русским и латинским названиями. Но это, как показала практика, плохо приживается: паспорта вызывают «большой интерес» у детей и часто теряются, быстро выцветают, при поливе размывается шрифт и др. По-видимому, необходимо придумать для этой цели другие технологии. Другая проблема - это несвоевременный полив и подкормка растений в некоторых кабинетах, но это решаемо, так как коллеги, администрация, технический персонал школы всегда придёт на помощь. Также, хочется увеличить количество комнатных растений в коридорах школы и поручить каждому классу уход за ними.
Главное необходимо помнить, что растения нуждаются в людях. Работая с комнатными растениями, дети и взрослые усваивают важнейшие приёмы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению. Эти приёмы являются полезными в повседневной жизни.
|